Семинар 9. Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Основные черты русской духовности

Уважаемые студенты! Прошу ответы к семинару готовить по рекомендованной литературе. Спасибо!

 

План:

  1. Характеристика русской духовности в работах отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, П. Сорокин, Д. Лихачев, Е. Троицкий и др.).
  2. О. Шпенглер о пространстве как основном прасимволе культуры и роль пространства в детерминации русской духовности. Тезис о «неоформленности» и «женственности» русской души: теоретические конструкции и реальность.
  3. Дуализм русской души. Н. Бердяев о «качании от святости к свинству» как характерной черте русской души. Пограничное бытие (между двумя безднами - внутренней и внешней) как причина дуализма русской души.
  4. Русское православие как система духовных установок и ценностей. Официально-духовное и народное («обыденное») православие.
  5. Христианская антропология и русская духовность. Русская духовность и соборное миропонимание. Соборность как принцип устроения всеобщей гармонии и восстановление органической целостности мира.
  6. Космизм, соборность, открытость философским вопросам, приоритет смысложизненных ориентации как черты русской духовности.
  7. Концепция духовности в творчестве Ф.И.Достоевского: духовность как субъектность целостной личности (личности как триады: тело-душа-дух).
  8. Триадность человека как необходимое условие его гармонической включенности в мировое целое: тело как средство связи человека с природой, душа - средство единения человека с человеком, дух - средство соединения с Богом и своим «я». Творчество Ф.М. Достоевского как отражение ключевых духовных установок и ценностей русской духовности. Легенда и «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») и идеал преображенного мира.
  9. Образ человека как микрокосма. Тема смерти как область русской духовности. Типы отношения к смерти. Натурфилософский и духовный смысл образа отчужденной природы. Неприятие пути технократического порабощения живой природы и идеологии холодного рационализма. Антиурбанистические интонации и их духовное значение. «Отпадение от Бога» как основная причина отчуждения от природы.
  10. Отношения личности и общества в зеркале русской духовности. Социальная типология личности как составная часть художественной социологии.
  11. Внемирской тип личности. Социально-философский смысл образа православного аскета в русской культуре. Созидательный и разрушительный типы личности.
  12. Феномен соборной личности.
  13. Странничество как социальное и духовное явление.
  14. Любовь к ближнему как основная духовная и социальная связующая сила. Духовный смысл образа «маленького человека».
  15. Идея религиозных оснований социального. Принцип иерархичности в русской художественной социологии. Отрицание крайних форм социального неравенства. Идея ненасильственного движения к социальной гармонии и обретению целостности в социальном пространстве.
  16. Преемственность поколений в контексте русской духовности: обретение целостности в социальном времени.
  17. Русская культура как общая художественная социология. Характеристика общества как целостного организма. Типология общества. Образы органического и химерического общества.
  18. Русская культура о социальном отчуждении как альтернативе соборности. Уровни и виды социального отчуждения. Личный, социально-групповой и общесоциальный уровни отчуждения.
  19. Виды социального отчуждения: отсутствие социальных условий реализации личностью своих способностей («Левша») и претензия личности на несвойственные ему роли (Хлестаков). Основные причины социального отчуждения и пути его преодоления.

            Основная литература:

  1. Бердяев   Н.А.   Миросозерцание   Достоевского.   Гл.   II,   VI   //Бердяев   Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. - Т.2. - М., 1994.
  2. Бердяев Н.А. Судьба России - М., 1990. с. 1-42; 62-89.
  3. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.-Т.1.-М., 1993.
  4.   Булгаков С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.-Т. 1.-М., 1993.
  5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер //Вопросы философии -1995-№6.
  6. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии //Вопросы философии -1995-№3.
  7. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос //Вопросы философии -1994 - №12.
  8. Замятин Е. Мы //Замятин Е. Избранное. - М., 1990.
  9. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М., 1996. с. 190-206. (Учение о «коварности» природы).
  10. Зиновьев А. Глобальный человейник. - М., 1999.
  11. Иванов В.И. Духовный лик славянства //Россия и Европа: опыт соборного анализа /Сост. П.В. Тулаев - М., 1993.
  12. Иванов В.И. Легион и соборность; Лик и личины России. Два лада русской души //Иванов В.И. Родное и вселенское. - М., 1994.
  13. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. - М., 1991. с. 83-188.
  14. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М., 1996. Часть 5, с. 365-396.
  15. Лосский Н.О. Характер русского народа //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991.
  16. Мережковский Д.С. Л. Толстой  и Достоевский.   Гл.  3 //Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники - М., 1995.
  17. Розанов В.В. О легенде о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария //Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -М., 1990.
  18. Русско-славянская цивилизация /Сост. Акад. Е.С. Троицкий. - М., 1998.
  19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1980. Гл. 9.
  20. Самохвалова В. И. Масскульт и маленький человек //Философские науки. -2001 №1.
  21. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двенадцатом столетии //О России и русской философской культуре. - М., 1990.
  22. Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе. Гл. III //Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М„ 1994.
  23. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Гл. IV, §§l - IV //Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. -М., 1994.
  24. Ю.Франк С.Л. Русское мировоззрение //Франк С.Л. Русское мировоззрение. -СПб., 1996. с. 161-195. .

            Дополнительная литература:

  1. Борхес Х.Л. Бессмертный //Борхес Х.Л. Письма Бога. - М., 1992.
  2. Гулыга А. Формула русской культуры //Наш современник. - 1992 - №4.
  3. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире //Новый мир - 1991 - №1.
  4. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4-х т.-Т.З. Гл. 14, 18.-М.,2001.
  5. Мяло   К.Г.   Космогонические   образы   мира:   между   Западом   и   Востоком //Культура, человек и картина мира. - М., 1987.
  6. Солоневич И. Народная монархия. -М., 1991. с. 115-201.
  7. Трубецкой Е.Н. Мы и другие //Наш современник - 1992 - №2.
  8. Федотов   Г.П.     Мать-земля  (К  религиозной   космологии  русского   народа) //Федотов Г.П. Соч. в 2-х т. - Т.2. - М., 1992.
  9. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба //Вопросы философии - 1994 - №2.
  10. Фролов  А.С.  Формирование   представлений   о   социальном   отчуждении   в контексте русской культуры //Образование и социальное развитие региона -Барнаул, 1999-№1-2.
  11. Фролов А.С. Гуманистический смысл образа отчужденной природы в русской культуре //Вестник Алтайской академии экономики и права. Барнаул, 2000.
  12. Фролов А.С. Проблема отношений личности и общества в контексте русской культуры //Вестник Алтайской академии экономики и права. - Барнаул, 1999.