Практическое задание «Наука и техника»

Задания для проверки формирования компетенций:

(выполните любые два задания из предложенных вам)

1. Как вы понимаете смысл высказывания «Научное познание подчиняет мир человеку теоретически, техника практически»?
2. Верно ли, что наука и техника выступают как одна из форм деятельности человека по практическому изменению мира? Обоснуйте свой ответ.
3. Ф.Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли вы с его мнением?
4. Немецкий исследователь философии науки и техники Е. Ротхакер писал: “Жизненное стремление современного естествознания заключено в идее, лежащей в основе всякой техники – идее господства над окружающим миром, а также в рациональности его методов...”. Если эту точку зрения провести последовательно, то мы придем к заключению: современное естествознание возникло и развилось только из идеи овладения природой, т.е. из высшей, хотя и кажущейся нейтральной технической идеи, которая стимулирует человеческую ориентацию в действительности”.
Прокомментируйте эту позицию. Какие Вы знаете другие взгляды на функции научного познания, связь естествознания с техническими проблемами, инженерной деятельностью? Сопоставьте их, и дайте свою оценку.
5. По мнению российского философа Горохова В.Г.: “в технической теории важную роль играет разработка особых операций перенесения теоретических результатов в область инженерной практики, установления чёткого соответствия между сферой абстрактных объектов технической теории и конструктивными элементами реальных технических систем, что соответствует фактически теоретическому и эмпирическому уровню знаний”.
Прокомментируйте эту теоретическую позицию. На Ваш взгляд, какова структура технического знания? Что общего у естественных и технических наук, и чем они отличаются друг от друга? Проиллюстрируйте мысль философа на конкретном материале Вашей специальности.
6. Э. Штрёкер Э., (проф. Технического Университета, ФРГ) отмечал: «Современная техническая наука во многих случаях опережает развитие естествознания и приобретает технические знания, которые не могут быть обеспечены с помощью уже познанных законов природы. Но тем самым техника дает импульс на поиски таких природных законов...
Ибо открытые естествознанием законы природы создают условия для технического исследования лишь постольку, поскольку они исключают технические эффекты, которые служат им помехой. В противоположность этому технические науки могут вести к открытию новых естественных законов”.

Что побуждает автора выступить против общепринятой точки зрения о связи естествознания и технических наук в эпоху НТР? Как Вы рассматриваете эту проблему?
7. Плутарх писал об Архимеде: «Сам Архимед считал сооружение машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометрии.... Архимед, считая сооружение машин и вообще всякое искусство сопричастным повседневным нуждам, низменным и грубым, все своё рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают несмешанными с потребностями жизни...”.
Каков был статус технического знания и практической деятельности в античной культуре? В чем причины такого отношения? Какие технические достижения эпохи эллинизма Вы знаете?
8. В Акте городского Совета г. Кельна, 1412 г., говорится: «Да будет известно, что к нам явился Вальтер Кёзенгер предлагавший построить колесо для прядения и кручения шелка. Но, посоветовавшись и подумавши со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, погибнут тогда. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии».
Как в дальнейшем было преодолено это препятствие техническому прогрессу? Каковы были социальные последствия? Не возникало ли подобных ситуаций в современности? Что Вы знаете о состоянии техники в Средние века?
9. Гуковский М.А. в работе «Механика Леонардо да Винчи» писал об эпохе Возрождения: “Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение оказывается невозможным без насыщения её наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки».
В чем автор прав, какие новые стимулы для развития научно технического знания возникают в эпоху Возрождения? Какие факты истории технических наук, развития техники противоречат мнению автора?
10. Башляр Г., философ науки, отмечал: «Техника есть «технология» научного познания, а технические науки тождественны с прикладными науками и поэтому не могут претендовать на самостоятельный статус. Современная техника есть объективированное научное знание, и её эволюция однозначно соответствует логике развития естественных наук вообще».
Какие Вы знаете другие взгляды на статус и роль технических наук в структуре научного знания в целом? Обладает ли техника, научно-техническая деятельность хоть какой-то самостоятельностью, независимостью от прикладных отраслей фундаментальной науки? Аргументируйте свой анализ этой проблемы.

Литература:

1. Степин, Горохов, Розов. Философия науки и техники. (Любое издание)

2. Мезенцев С. Философия науки и техники. Учебное пособие.