Тематический план

  • Общее

  • Тема 1. Введение в этнологию

     

    заставка

    Цель и задачи курса, его структура. Теоретико-методологический, историографический и обзорный блоки лекций. Учебники и литература (основная и дополнительная). Название науки. Содержание понятия «этнология». Соотношение терминов «этнология», «этнография», «социальная антропология» и «культурная антропология». Место, занимаемое этнологией среди других гуманитарных наук. Субдисциплины (смежные дисциплины).

     

  • Тема 2. Объект и предмет этнологии

    Голоса культуры

    Объект этнологии и социальной антропологии. Этнос и его признаки. Этническое самосознание. Этноним. Типы этнических общностей. Этнические и этнографические группы. Субэтносы. Предметная область  этнологии и социальной антропологии. Экономика этнической общности. Традиционно-бытовая культура как основная сфера этнографического изучения. Типология культуры. Традиционная культура. Элитарная культура. Национальная (этническая) культура. Сферы культуры. Этногенез и этническая история. Этнические процессы.

     

  • Тема 3. Источники и методы этнологии

    Малиновский на тробриандах

    Основные принципы классификации этнологических источников. Основные типы источников в этнологии. Специфика этнологического знания. Вещественные, письменные и полевые материалы, данные из смежных наук. Массовые источники. Методы этнологической работы. Этнографическая экспедиция. Наблюдение, его виды. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Методы фиксации информации. Интерпретация собранной информации. Классификация и типология. Сравнительно-исторический метод. Картографический метод. Статистические методы и т.п.

  • Тема 4. История этнологии

    заставка

    Истоки этнологической науки. Причины зарождения этнологии как науки в первой половине XIX в. Эволюционное направление (Эд. Тайлор, Л.Г. Морган, Г. Спенсер, К.Д. Кавелин и др.). Антропогеография Ф. Ратцеля. Диффузионизм и его школы (Л. Фробениус, Фр. Гребнер, В. Шмидт и др.). Психоаналитическая теория З. Фрейда. Попытки объяснения явлений культуры методами психоанализа. К.Г. Юнг. Коллективное бессознательное. Архетипы. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм). Социологический метод изучения этнографических явлений. Структурализм (К.Л. Строс). Советская школа. Теоретико-методологические и эмпирические исследования отечественных исследователей (В.Г. Богораз-Тан, Л.Я. Штернберг Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров и др.). Функциональное направление (Б. Малиновский. А.Р. Рэдклиф-Браун). Американская школа исторической этнологии (Ф. Боас, Р. Лоуи, А. Гольденвейзер и др.). Неоэволюционизм. Научные концепции в зарубежной этнологии и социокультурной антропологииво второй половине XX в. Интерпретативная теория культуры. Современные научные концепции и школы.

  • Тема 5. Классификации народов мира

    Древо языков

    Основные критерии классификации народов мира. Географическое районирование планеты. Основные принципы группирования этносов. Географическая классификация. Понятие «ойкумена». Географические ареалы. Лингвистическая классификация. Понятие «язык». Типологическая и генеалогическая классификации. Формирование языковых семей и их основных структурных уровней (ветвей, групп, диалектов, говоров). Понятие «языковая семья». Изолированные языки. Языковой состав народов мира. Антропологическая классификация. Понятия «раса», «популяция», «дем». Европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская) и австралоидная (океанийская) большие расы. Переходные и смешанные расовые типы. Метисы. Мулаты. География человеческих рас. Классификация этносов по религиозному признаку. Типы религиозных представлений. Ранние формы религии. Языческие верования. Национальные и мировые религии. Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Зависимость ХКТ от окружающей природной среды. Присваивающие и производящие формы экономики, их историческое соотношение. Основные ХКТ народов мира. Особенности современного хозяйственного развития народов мира. Понятие «историко-этнографическая область» (ИЭО). Причины возникновения и виды ИЭО. Историко-этнографические области на рубеже XIX–XX в. Особенности современного развития культуры в различных регионах мира. Распространение универсальных явлений культуры. Процессы глобализации и сохранение традиционной культуры.

     

     

  • Тема 6. Культура и ее типы в этнологии

    заставка

    Культура этноса. Сферы культуры. "Культурные слои". Соотношение этнической и мировой культуры.

  • Тема 7. Народы Африки

    Пигмеи

    Основные этнологические характеристики населения Африки. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство.

  • Тема 8. Народы Австралии и Океании

    Австралийский абориген

    Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор.

     

  • Тема 9. Народы Южной Азии

    Индийцы

    Этнический состав Южной Азии.  Языковые семьи. Физический тип населения. Европеоидное, монголоидное и австралоидное население. Древние цивилизации Индии. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Индуизм. Буддизм. Ислам.

  • Тема 11. Народы Северной Америки

    Навахо

    Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области.  Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родоплеменная организация. Религиозные представления.

     

     

  • Тема 12. Народы Центральной и Южной Америки

    Мачу-Пикчу

    Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм.

     

  • Тема 13. Народы Западной Азии

    Курды

    Важнейшие этапы этнической истории. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство

     

  • Тема 14. Народы Восточной Азии

    Японки

    Основные характеристики населения Восточной Азии.

  • Тема 15. Народы Центральной Азии

    Тибетцы

    Основные характеристики населения Центральной Азии

  • Тема 17. Народы России

    Русские

    Основные этнологические характеристики населения Российской Федерации.

  • Промежуточная аттестация

    заставка

    Итоговая аттестация по курсу "Этнология" проводится по окончании выполнения студентами всех заданий к лекциям и практических занятий. аттестация проходит в форме тестирования, доступ к которому будет открыт в день сдачи зачета. В тестовые задания включены вопросы из планов лекционных и практических занятий. Тест считается успешно пройденным, если по его итогам дано более 50 % правильных ответов.

  • Раздел для 101з группы

    В разделе выставлены задания для 101з группы, по итогам этих работ будет выставлен зачет.