Тематический план

  • Тема 1. Правовое положение женщины в Древней Руси

    княгиня Ольга

    Княгиня Ольга

    Положение женщины в русском феодальном обществе IX – XVI вв. не может быть обрисовано с достаточной полнотой без исследования дееспособности представительниц различных классов и социальных групп в имущественно-правовой сфере. Эта проблема не только связана с историей развития древнерусского права в целом, и семейного в частности, но и помогает найти ответы на таки важнейшие вопросы, как например, истоки неравноправия женщин, их имущественные права в соотношении с нормативами древнерусского феодального законодательства и реального социального положения женщин, возможности и широта имущественно-правовой и социальной самостоятельности.

  • Тема 2. Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX–XVI вв.)

    семья

    Свадебный обряд в Древней Руси

    Большую часть жизни женщина IX–XVI вв. проводила в семье. Между тем о многих сторонах семейной жизни, привычных нуждах и заботах, представлениях руссов мы знаем пока недостаточно. Как, например, понимал человек раннего средневековья нравственные нормы? Каков был брачный ритуал, семейный быт? Как складывались отношения между супругами, родителями и детьми?

  • Тема 3. Повседневный быт в частной жизни женщины: работа и досуг

    быт

    Княжеский терем

    В повседневном быту русского средневековья господствовали ценности, представляющиеся современному сознанию второстепенными: ведение хозяйства, надзор за челядью, рождение и воспитание детей. Вся эта сфера жизни людей зависела от женщин в куда большей степени, чем от их мужей, отцов, братьев. Это была сфера их «господства». Основную часть повседневного быта любой жительницы древнерусского государства и московитки XVI ХVII вв. занимала, работа, домашняя и вне дома.

  • Тема 4. Одежда и украшения древнерусских женщин

    а

    Украшения русских женщин X–XV вв.

    Внешний облик русских женщин в X–XV вв. представлен больше в канонизированном изображении княжеских семей, по которому трудно судить об эволюции женского костюма. Если же реконструировать представление о нем на основе отрывочных сведений источников, то нельзя не увидеть, как веками отрабатывался оригинальный, самобытный «стиль» в русской женской одежде, дополняемой разнообразной обувью и украшениями.

  • Тема 5. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв.

    с

    Воспитанницы Смольного института

    Петровские преобразования ускорили историческое развитие России и внесли много новшеств в самые разнообразные сферы жизни. Быт и нравы также пережили процесс обновления. Сложившийся в стране абсолютизм стремился перестроить старый быт, нравы и семью применительно к своим целям.

    Женское воспитание в раннее новое время было направлено на обучение представительниц высших сословий «страху Божию и вежеству», соблюдению религиозных обрядов, а также обучению рукоделию и домоводству. Что способствовало формированию у женщин качеств, требующихся исключительно для семейной жизни, и существенно сужало варианты жизненной стратегии знатных женщин раннего нового времени.

  • Тема 6. Женщины и власть в России: опыт XVIII в.

    в

    Императрица Екатерина II

    В истории такой патриархальной страны, как Россия, власть женщин зачастую с подозрением и недоверием рассматривается даже сторонниками гендерного подхода к истории. Применительно к правлениям женщин-императриц XVIII века авторы отмечают, что на троне женщинам фактически приходилось брать на себя мужскую ношу и вести себя соответственно. Этим с них частично снимается вина за ошибки в правлении, за часто сомнительную историческую роль, за тягостную память, которую они оставили в народе и демократической историографии. 

  • Тема 7. Женский вопрос в России в первой половине XIX в.

    р

    Жены декабристов

    С начала XIX в. женский вопрос в России, являлся сложной социальной проблемой, охватывающей экономические, политические, правовые, этнические, психологические стороны эмансипации (освобождения) женщин – защитники их прав и интересов впервые в истории России привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неполноправия. Одной из наиболее важных сторон женского вопроса стала проблема изменения положения женщин в семье, достижения их равенства в семейно-имущественных отношениях, расширения возможностей развода. Прогрессивно настроенные юристы XIX столетия требовали пересмотра в действующем «Своде законов» статьи о том, что «жена обязана повиноваться мужу». В сохранении решающей роли родителей при заключении брака они видели «отсталость семейного законодательства», а в существовании обычая регистрировать заключенные браки в церкви – препятствие к свободе разводов и основание к ущемлению прав незаконнорожденных детей. Один из выходов из создавшегося положения мыслился как достижение экономической независимости женщин от супругов и родственников.

  • Тема 8. Повседневный быт женщин разных социальных слоев в XVIII - начале XIX в.

    в

    Званый прием в дворянской семье

    Быт каждой женщины – индивидуален и зависит от многих причин: от родословной семьи, от места, которое занимает эта семья в обществе, от материального состояния семьи, от круга родственников, знакомых, друзей, соседей, от привычек, характера, воспитания, от физического состояния, и от многих других факторов. Каждая женщина проделывала свой жизненный путь, иногда похожий на другие, иногда нет – от этого зависел и её быт.

  • Тема 9. Женщина в семье во второй половине XIX – начале XX в.

    с

    Купеческая семья начала XX в.

    Если же пытаться выделить особенности социального развития семьи в России, то можно отметить две специфические черты, отличавшие нашу страну от государств Западной Европы: это, во-первых, значительная роль государства в семейной сфере и, во-вторых, слабое развитие частной жизни, общественный характер семейных отношений, свойственный большинству населения дореволюционной России. Действительно, в нашей стране даже новые бытовые нормы внедрялись и контролировались сверху. Разложение патриархального семейного уклада также во многом было следствием государственных реформ, «революций сверху», которые правительство постоянно проводило на протяжении XVIII–XX вв. Русский человек никогда не мог сказать себе: «Мой дом – моя крепость». Его имущество, семья и даже его собственное тело принадлежали не ему самому, а государству

  • Тема 10. Женское образование во второй половине XIX – начале XX в.

    сибирские высшие женские курсы

    Томские высшие женские курсы

    Среднее женское образование развивалось как самостоятельное звено школьной сети, именно со средних учебных заведений началась история женского образования в России. Тенденции, характерные для Европейской России в решении этого вопроса, были присущи и сибирским губерниям.

    В 50-е гг. XIX в. состояние женского образования в стране привлекло внимание правительства. С учреждением в 1858 г. открытых женских учебных заведений, началась новая эпоха – образование, до тех пор, доступное лишь небольшому числу девушек, и при том преимущественно дворянского сословия, оказалось доступным для большинства, оно стало всесословным и постепенно распространилось по всей России.

  • Тема 11. Женское движение в России во второй половине XIX – начале XX в.

    Пер

    Первый Всероссийский женский съезд

    Женское движение существует в России более 130 лет. Изучение женской общественной деятельности в дореволюционной России, позволяет по-иному оценить уже известные явления и процессы, происходившие в этот период. Этот аспект гендерных исследований связан с историко-культурологическими особенностями и рассматривает формы участия — в данном случае — женщин в социальной и культурной практике. Прежде всего, различия связаны со степенью вовлеченности полов в дело воспитания и образования новых поколений. Особенно интересен анализ данной проблемы в предреволюционный период, когда роль женщин в этой сфере стала не просто ведущей, но в большинстве российских регионов исключительной.

  • Тема 12. Одежда русских женщин XIX — начала XX века

    одежда

    Картинка из модного журнала начала XX в.

    В начале XIX в. число женщин в России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, стало расти с нарастающей быстротой. Как и в XVIII в., в первую очередь это были молодые горожанки. И хотя костюм россиянки в деревне, а нередко и в столице позволял догадаться о национальной и сословной принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейном положении, происхождении, все же знаковая символика костюма россиянок несколько стерлась или приняла иные формы.

  • Тема 13. Женщина в революции и советском обществе в 1917-1930-е гг.

    рер

    Плакат 1920-х гг.

    Лидеры различных марксистских групп практически не были заинтересованы в организации движения женщин. Одни считали это напрасной тратой времени, сил и денег, другие находили в этом ненужный привкус чистого феминизма — движения, к которому презрительно относился любой уважающий себя социалист, мужчина он или женщина. В этом вопросе большевики были не хуже и не лучше других социалистов. Действительно, Ленин в гораздо большей степени, чем большинство его коллег по партии, как меньшевиков, так и большевиков, понимал проблемы женщин и симпатизировал им, однако он пришел к этому пониманию достаточно поздно и не придавал женскому вопросу большого значения. Но более негативное значение имело то, что сами радикалки, которые могли бы быть полезными в проведении политической работы среди своих менее просвещенных сестер, в большинстве своем демонстрировали глубокое презрение к «женской» деятельности. Когда Коллонтай попросила Веру Засулич оказать помощь женскому клубу, та ответила, что считает это предприятие бесполезным. Именно против такого отношения и вынуждены были бороться социал-демократки в предреволюционные годы. Им пришлось вести эту борьбу и после победы большевиков

  • Тема 14. Женщина в советской семье в 1917-1930-е гг.

    вв

    Плакат 1920-х гг.

    Необходимо отметить, процессы изменения социальной роли женщины, развития семьи и взаимодействия ее с обществом противоречивы и не могут быть оценены в понятиях «хорошо» – «плохо». Семья – неотделимая часть цивилизации и подлежит той эволюции, которая удерживает ее в соответствии с существующими социальными институтами.

    Так, наряду с такими процессами, протекавшими в изучаемый период, как: трудовая и политическая мобилизация женщин государством, деструкция семьи, использование семьи для установления тотального контроля над личностью, массовые репрессии, в первые десятилетия Советской власти происходит полное правовое уравнение женщин с мужчинами, улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения, снижение детской смертности, создание системы социального обеспечения и системы государственной поддержки материнства и детства.