Тематический план

  • Цель освоения дисциплины

    Подготовиться к самостоятельной практической деятельности в качестве концертмейстера вокальных, оркестровых и дирижерских классов музыкальных учебных заведений, творческих коллективов, концертных организаций

    • В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

      Знать обширный репертуар, включающий произведения различных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями;

      Уметь аккомпанировать вокалистам, исполнителям на различных музыкальных инструментах, читать нотный текст с листа и транспонировать его, осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера с солистами;

      Иметь навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов.

      • Содержание дисциплины

        Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы: партия сопровождения как равноценная часть произведения; анализ композиционной структуры, характера фактуры аккомпанемента; специфика аккомпанементов вокальных и инструментальных произведений, формирование практических навыков концертмейстерской работы во всех ее видах.

        Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом: музыкально-исполнительские навыки концертмейстера; формирование умений ансамблевого музицирования с солистом; изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов; развитие практических навыков концертмейстерской работы во всех ее видах.

        Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент: осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента; ауфтакт и дыхание; дальнейшее развитие практических навыков концертмейстерской работы во всех ее видах.

        Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений: развитие чувства ансамбля, контроль за звучностью и динамикой исполнения аккомпанемента; преодоление технических трудностей сопровождения.

        Раздел 5. Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений: свободное чтение нотного текста с листа; ознакомление с различной музыкальной литературой; расширение музыкального кругозора.

        Раздел 6. Навыки концертного исполнительства: решение исполнительских задач концертмейстерской работы; подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера; развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях концертного выступления.

        Раздел 7. Репетиционная работа с солистами: специфика работы с вокалистами, инструменталистами; регистровка, динамика, штрихи, фактура; дальнейшее развитие практических навыков концертмейстера в условиях концертного выступления.

        Раздел 8. Психологическая компетентность концертмейстера: психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом; дальнейшее развитие практических навыков концертмейстерской работы с солистом в условиях концертного выступления.

        Раздел 9. Подготовка концертной программы: выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами; планирование и осуществление репетиционной работы, в ансамбле с солистом; запись репетиционной работы и анализ результатов.

        • Список произведений

          Требования к зачету, к зачету с оценкой, к экзамену