Семинар 7. Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого. Формирование и утверждение новоевропейского рационализма

Уважаемые студенты! Прошу ответы к семинару готовить по рекомендованной литературе. Спасибо!

 

План:

  1. Становление субъектно-объектной парадигмы в научном мышлении и ее значение для развития духовности. Человек и мир в свете научного рационализма.
  2. Вера во всесилие разума и его ключевую роль в преобразовании мира: от целостного мира как механического соединения частей и «предустановленной гармонии» (Лейбниц) к миру как абсурду и хаосу (философия XIX - XX в.).
  3. Суверенность личности как ценность. От суверенитета личности к ее отчуждению от общества. Секуляризация общественной жизни и культуры и ее аспекты.
  4. Секуляризация как освобождение от внешней церковно-религиозной регламентации; секуляризация как узурпация человека миром повседневности и утрата способности трансцендирования. Секуляризация как «расколдовывание мира» (М. Вебер).
  5. Культура Нового времени и «Фаустовская душа» (О. Шпенглер). Чистое, безграничное пространство - прасимвол западной (нововременной) духовности.
  6. Духовность в культуре классицизма как поиск всеобщих законов и норм, как рационально выстроенная гармония. Пропорциональность, равновесие, симметрия, строгая композиция. Характеристика героев вне их индивидуализации, подчиненность личности строгим нормам общественного долга.
  7. Архитектура классицизма: противоречие замкнутых, правильно выстроенных геометрических форм свободным линиям живой природы.
  8. Романтизм как культура распавшегося, утратившего гармонию мира.
  9. Конфликт реального и идеального: конституирующий принцип художественной культуры романтизма. Действительность как таинственная, иррациональная сфера, противостоящая разуму и личной свободе человека. Извечность и неразрешимость конфликта человека с миром. Утверждение прекрасного идеала как виртуальная гармонизация отношений человека с миром. Уход в природу, в историю, в свое «я» как формы «восстановления» утраченной гармонии в мире.
  10. Естественнонаучный рационализм как основа материализации духовного.
  11. Научная рациональность как господствующая форма духовного.
  12.  Секуляризация социальной и духовной жизни.
  13.  Художественная культура: от нормативного единства и целостности мира в классицизме к трагическому расколу мира в романтизме.    

            Основная литература: 

1. Бердяев   Н.А.   Духовное   состояние   современного   мира   //Бердяев   Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - Т.1. - М., 1994.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.2.-Смоленск, "1997. с. 85-81.

3. Вейдле В. Умирание искусства //Самосознание европейской культуры XX века. -М., 1991.

4. Гвардини Р. Конец Нового времени //вопросы философии. - 1990. №4.

5. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. Гл. 5. (с. 208-273); Гл. 6 с. 276-335.

6. Шленглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. с. 259-264.

      Дополнительная литература:

1. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М., 1983. с. 152-236.

2. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб., 2001. Часть 10.