Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

о достижении целей обучения,

- о степени формирования учебных действий и усвоении знаний,

- о понимании студентами смысла учебной деятельности.

 Образовательная диагностика выявляет и оценивает две стороны учебной деятельности:

- внешнюю – материализованную образовательную продукцию студентов,

- внутреннюю – личностную: самопознание и самовоспитание.

 Образовательная диагностика оценивает результаты учебной деятельности не только студентов, но и преподавателей. Осмысление и анализ результатов учебной деятельности позволяет:

- фиксировать результаты обучения,

- уточнять цели обучения,

- уточнять содержание обучения,

- избирать более адекватные педагогические технологии,

- использовать дополнительные методы и средства обучения.

Условным обозначением оценки результатов обучения является отметка.

 Различают два типа контроля:

1. педагогический контроль – контроль со стороны преподавателей,

2. самоконтроль самих студентов.

 Студенты должны понимать функции педагогического контроля. Только в этом случае между учащимися и педагогом будет не отчуждение и недоверие, а сотрудничество и содействие совершенствованию учебного процесса.

 Педагогический контроль выполняет следующие функции:

· мотивационную функцию: поощряет образовательную деятельность студентов и стимулирует ее продолжение;

· диагностическую функцию: выявляет уровень подготовки студентов; и установить причины успеха или неудачи студентов;

· обучающую функцию: выявляет, систематизирует, уточняет полученные знания, умения, навыки;

· воспитательную функцию: формирует самосознание студента и его самооценку в учебной деятельности, необходимое отношение к предмету и профессии, ответственное отношение к занятиям, побуждает студента к развитию своих способностей, то есть к личностному и профессиональному росту.

Различают следующие виды контроля:

· предварительный контроль – это диагностика исходного уровня знаний; он позволяет с первых дней обучения индивидуализировать образовательный процесс и отслеживать динамику результатов обучения каждого студента; 

· текущий контроль – это диагностика знаний студентов на каждом практическом занятии; он оценивает степень усвоения учебного материала конкретной темы, регулярность и систематичность учебной деятельности студентов; формой текущего контроля на кафедре является устный опрос и письменные тестовыезадания на практическом занятии;

· рубежный (промежуточный) контроль – это диагностика знаний студентов по крупным модулям (разделам) учебного предмета; он позволяет оценить целостность и прочность усвоения учебного материала большого объема; формой рубежного контроля на кафедре является рубежная контрольная работа по конкретному модулю (разделу) учебного предмета;  

· итоговый контроль – это диагностика результатов образовательного процесса по всей учебной дисциплине; характеризует не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателей, организацию образовательного процесса на кафедре; формой итогового контроля на кафедре является зачет.

 Формы реализации и методы контроля могут быть разными, и вместе они образуют четкую продуманную систему контроля, которая позволяет управлять качеством подготовки будущего специалиста, своевременно вносить поправки в образовательный процесс.

 Успех контроля во многом зависит от правильного выбора содержания, методов и форм контроля, то есть от того:

что контролировать,

как контролировать,

в какой форме контролировать.

И содержание, и методы, и форма контроля должны соответствовать целямобучения.

 Традиционно педагогическому контролю подлежат знания, умения и навыки, которые проверяются с помощью:

 - устного опроса,

- письменной работы,

- собеседования,

- зачета,

- экзамена.

Инструментом контроля являются:

- контрольные вопросы,

- тесты разного уровня,

- ситуационные задачи,

- имитационные игры.

 Средствами контроля являются билеты на бумажных носителях, контролирующие компьютерные программы.

 Система педагогического контроля должна быть открытой и понятной студентам, доступной для обсуждения педагогами и студентами, для экспертной оценки и корректировки.

 Результаты оценки знаний и действий студентов должны стать объектом их собственных интересов, служить для них постоянным и надежным показателем успешности обучения и продвижения к поставленной цели – избранной профессии.

 Студенты должны знать объективные ориентиры для оценки результатов их учебной деятельности; традиционно такими ориентирами являются:

- конкретные предметные знания, смысл и содержание основных понятий по учебной дисциплине;

- познавательные и практические умения и навыки;

- способность к нормативной самостоятельной деятельности в учебных и реальных ситуациях;

- способность к творческой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях.

 Имея эти ориентиры, студенты путем оценивают свою учебную деятельность по результатам педагогического контроля и путем самоконтроля, после чего вносят в нее свои коррективы.

Ориентирами для оценки личностных качеств студента, которые важны для его профессиональной деятельности и формируются у него в процессе обучения, служат:

- способность ставить перед собой цели,

- способность к рефлексии – анализировать результаты своей деятельности на соответствие поставленным целям,

-  способность генерировать гипотезы, идеи, обнаруживать причинно-следственные связи;

- способность к смысловому и системному видению процессов и явлений;

- инициативность;

-  адекватная самооценка.

 Внедрение принципа модульного построения обучения, тестового и рейтинговогоконтроля знаний существенно повышает объективность, надежность и эффективность контроля.

духовности 

Последнее изменение: Воскресенье, 28 января 2018, 15:27