Тематический план

  • Атеистическая пропаганда в Алтайском крае

    С 1958 г. началась новая волна гонения на религиозные организации в Алтайском крае. Были подготовлены сотни агитаторов и направлены в районы края с атеистической пропагандой. Было задействовано более 2 тысяч установок киноустановок для убедительности агитации. Только в 1960 силами ВЛКСМ было прочитано 28000 лекции алтайской молодежи. Агитация носила индивидуальный характер. Кроме того, чтобы искоренить «религиозные праздники» внедрялись  в быт гражданских обрядов и праздников, например, «отдых бабушек», на которых с беседами, лекциями на атеистические темы выступали учителя и медицинские работники. Кроме того, проводили праздники урожая, торжественное вручение паспортов, комсомольские свадьбы, проводы русской зимы, проводы в Советскую армию.


  • Деятельность органов власти по отношению к религиозным организациям 1920-30 е гг.

    Комиссия  по  вопросам  религиозных  культов  при  Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР, председателем которой являлся П.Г. Смидович, а после его смерти с мая 1935 г. П.А. Красиков, была образована изначально  как  всероссийская.  Согласно  постановлению Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 г. она создавалась для «рассмотрения всякого рода  вопросов,  связанных  с  деятельностью  религиозных  объединений», разработки «циркуляра на имя местных исполнительных комитетов о необходимости  строго придерживаться утвержденного Президиумом ВЦИК постановления от 8 апреля 1929 г. “О религиозных культах”» и «принятии необходимых мер к обеспечению точного исполнения законов и правил при обложении налогами и сборами служителей религиозных культов».


  • Государственно-конфессиональная политика в СССР 1985-1991 гг.

    Вторая  половина 1980-х  гг.  вошла  в  историю  страны  как  эпоха  перестройки М. С. Горбачева. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства и общества в целом был провозглашен  курс  на  ускорение  социально-экономического  развития  страны. Главными его компонентами, с точки зрения политического руководства, являлись научно-технический прогресс,  техническое перевооружение машиностроения и активизация человеческого фактора, повышение трудовой дисциплины  и  инициативы  работников  всех  уровней.  Помимо  экономических преобразований осуществлялась политическая реформа на основе объявленной  демократизации  и  гласности. Во  внешней  политике  доминировала  концепция  нового  политического мышления,  направленная  на  преодоление  холодной войны. 


  • Депортация народов СССР

    В 1930−1940-е гг.  в  СССР  прошел целый  ряд  крупномасштабных  этнических депортаций. В составе принудительно выселенных  и  помещенных  на  спецпоселение  (этническую  ссылку)  национальных  групп оказались  поляки,  корейцы,  китайцы,  иранцы − как жители территорий, граничивших с территорией  потенциального  противника; российские  немцы,  крымские  татары,  чеченцы,  калмыки,  ингуши,  карачаевцы,  балкарцы – как «пособники» фашизма;  этнические болгары, венгры, румыны, финны – как «представители»  государств,  воевавших против  СССР;  а  также  другие  нации  и  народности,  в  общей  сложности  более 15  этносов, численностью около трех миллионов человек. Этнические депортации и этническая  ссылка  оказали  определяющее  воздействие как на жизни конкретных людей, так и целых  этносов,  регионов  и  страны  в  целом.


  • Основные тенденции развития национальной политики СССР в период «Застоя»

    Вторая половина 1970х гг. была связана с проработкой основного закона страны конституции 1977 г., где уделялось большое место национально-территориальному устройству страны. В результате длительной дискуссии в конституции появились положения укрепляющие установившийся порядок взаимоотношения центра и регионов.


  • Национальная политика СССР 1920-50е гг.

    Причины распада СССР заключаются в несправедливом распределении статусов между различными народами. Так из 130 национальностей только 80 получили национальных образований. Поляки (1,2 млн. чел. и немцы 2 млн.) вообще не имели национальной автономии, в то время как эстонцы с меньшей численностью обладали статусом союзной республики. Усугубляло ситуацию произвольное изменение границ союзных республик.


  • Проявление национальной политики в Красной Армии

    Руководство Красной армии сменило акценты в пропагандисткой работе. Теперь для борьбы с фашисткой агрессией уклон делался на национальные чувства красноармейцев. Стали формироваться воинские части по национальному признаку. Усилилась воспитательная и образовательная работа с нерусскими бойцами.


  • Кадровая национальная политика в высших органах власти

    Сердцевиной национальной программы Советского государства было положение о ликвидации фактического неравенства республик и народов, забота о развитии всех частей страны. В СССР доминировали идеи дружбы народов, интернационализма. Идея семьи народов была концентрированным выражением экономической, политической, духовной и социальной работы государственных и общественных организаций. Поэтому в Политбюро ЦК КПСС были представлены основные народы СССР.


  • Политика СССР по отношению к диаспорам, проживающим внутри страны

    Советская диаспоральная практика привела к тому, что представителям  соответствующих  меньшинств  оставалось  только  ассимилироваться в составе «новой исторической общности». Конфликтогенными последствиями такой практики стали следующие обстоятельства:  подозрительность  государственных органов (особенно правоохранительных) к представителям диаспор, многие диаспоры стали обладать свойствами этнической маргинальности; появление замкнутости у диаспор по отношению к окружающему миру.


  • Политика органов государственной власти СССР по отношению к религиозным организациям 1940-1960е гг.

    1943-48 гг. ознаменовалось смягчением политики по отношению к религиозным организациям. Это было связано с объединением усилий в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в послевоенной время участия русской православной церкви в международной деятельности за мирное будущее. В дальнейшем политика вернулась к насильственной регламентации деятельности религиозных организаций. Единовременный  учет,  проведенный  в  1962  г.  в  Алтайском крае,  выявил наличие  трех  зарегистрированных  общин Русской  православной церкви и пяти незарегистрированных  групп, насчитывающих  до  90  человек  верующих.  Кроме  того,  была  зарегистрирована одна  община  евангельских  христиан-баптистов,  в  составе  которой числилось  около  300  членов  и  около  20  человек  сочувствующих.


  • Деятельность Совета по делам религий при Совете министров СССР

    Официальным органом государственного контроля над деятельностью религиозных организаций в стране был Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Совет был обязан информировать правительство СССР о деятельности религиозных организаций в областях, краях и республиках. Решения Совета о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов являлись «окончательными и обязательными для республиканских, краевых, областных и других местных советских органов».


  • Взгляды И.В. Сталина на национальный вопрос

    Одним  из основных  трудов,  посвященных  взгляду  большевиков на  национальную  проблематику,  стала  работа  И.В. Сталина  «Марксизм  и  национальный  вопрос»,  изданная  в  1913 г. В ней он обратил внимание на возрастание роли националистических организаций в революционном процессе. Спад освободительного движения. Обосновал тезис об конкурентности народов в экономической деятельности.


  • Роль и статус русского языка в СССР

    С появлением СССР руководство страны сознательно о формулировки государственный язык. Ликвидация безграмотности осуществлялась путем изучения русского или коренного языка.  В 24-й статье Конституции русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и «тюрко-татарский» (современный азербайджанский) языки определены в качестве общеупотребительных, поэтому публикация на них всех нормативных правовых актов, имевших общесоюзное значение, стала обязательной. В 1940—1950-е годы утвердившаяся в СССР языковая политика оставалась неизменной: несмотря на развитие национальных средств массовой информации (национальной периодики, радио- и телевещания), русский язык был доминирующим, причем усиливал свои позиции в национальных республиках. Такая политика стала характерной и в последующие годы.


  • Антирелигиозная работа в Алтайском крае в 1950-60е гг.

    Пристальное внимание со стороны властей не смогло обеспечить полное отмирание религиозных предрассудков, а заставило верующих скрывать свои религиозные убеждения. Многие обряды совершались на дому (крещение). Все принципиальные вопросы, касающиеся религиозной сферы, рассматривались местными органами власти.Антирелигиозная работа в районах края в основном сводилась к контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Так, в 1971 г. за публичную пропаганду религиозного вероучения в Каменском районе был привлечен к ответственности бывший священник Ф. Ф. Романюк.


  • Национальная политика СССР в период «Перестройки»

    В рамках «Перестройки» начавшийся процесс возрождения народов, раскрепощения национальной  энергии  встретили  неприятие  и  активное  противодействие  со  стороны Центра.  Декларируемое  лидерами  национальных  движений  культурно-языковое  самоопределение  и  частичная  экономическая  самостоятельность трактовались  руководством СССР  как  проявления  политического  национализма  и  сепаратизма. Конфликт между Центром и регионами вылились в открытое противостояние.


  • Еврейский вопрос в СССР

    В 1940 е в СССР годы были введены негласные ограничения на реализации профессиональной карьеры (партийный и государственный аппарат, военно-промышленный комплекс, органы безопасности и внутренних дел  и  ряд  других)  лицами еврейской национальности. Количество евреев в Советском Союзе уменьшалось не только относительно,  но  и  абсолютно –  в  результате  ассимиляции  и  эмиграции.  Решения данного вопроса мешала международная обстановка и деятельность сионистского движения.


  • Образовательная функция в профилактике национализма в СССР в период «Застоя»

    Слабое владение проживающими в союзных республиках  русскими  и  другими  выходцами «извне»  языками  их «титульных» наций и в целом недостаточно серьезное отношение к культуре, истории, образу жизни коренных народов в значительной мере затруднили процесс интеграции русского и русскоязычного населения в общественно-политическую жизнь бывших союзных республик после распада Советского Союза и обретения ими независимости в начале 90-х годов. Была предпринята крупномасштабная попытка по образованию населения. В  итоге  русским  языком  владели  в  качестве родного или второго языка 214,8 млн. человек или 82 % населения страны, хотя русские  составляли 52,4 % населения СССР.


  • Национальные проблемы в СССР в период «Застоя»

    По итогам XXVI  партсъезда было выявлено рост национального самосознания в национальных республиках, значительная миграция населения. Обострилась проблема транспортной доступности к отдаленным регионам. Был усилен контроль за подбором кадров в национальных республиках. С целью не допустить формирования этнократии в регионах.


  • Национальные кадры в органах власти

    В органах власти и хозяйственных должностях в республиках всегда присутствовало пропорциональное  представительство по национальному признаку. Например, в Белоруссии среди председателей колхозов на 1 января 1980 г. были русскими – 102, украинцами – 34, белорусами – 1608, другими национальностями СССР – 21, национальностями иностранных государств — 59.


  • Русский фактор в Великой отечественной войне

    Доля русских в Красной армии в период Великой отечественной войны была высока:  русских 60%, украинцев 19.6%, белорусов 4.1%, представителей других национальностей15.3%. В агитационных материалах использовались сюжеты (история песни) из памятных событий русского народа. В пропаганде «дружбы народов» особое внимание уделялось духовной и исторической связи русского и других народов СССР, их вековой борьбе с немецкими захватчиками.